С увеличением объемов производств, глобализацией, улучшением мировой логистики и появление новых технологий изменилась и формула взаимодействия компаний и потребителей, Если раньше она звучала - «делать так, чтобы люди захотели», то сегодня - «делать то, что люди хотят»
Несмотря на то, что в настоящий момент происходят схлопывание мировой экономики, сам принцип остается верным.
Компании начали еще усерднее искать свое место в мире, место их товарам и услугам. Изучают потребности, желания, «боли» клиентов и стремится их удовлетворить.
Хорошей методикой для решения поставленных задач можно считать дизайн-мышление. Она была впервые сформулирована Гербертом Саймоном в 1969 году.
Простыми словами дизайн мышление представляет из себя алгоритм быстрых и эффективных действий для создания действительно нужных человеку продуктов и сервисов.
Дизайн мышление используется для поиска нестандартных решений через интеграцию потребностей человека, целей бизнеса и возможностей технологий. Центральным элементом этого процесса выступает человек.
Дизайн-мышление можно разделить на 5 этапов:
Эмпатия
Умение переживать опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Именно это качество позволяет отстраниться от своих убеждений и предположений и взглянуть на проблему глазами пользователя.
На этой стадии идет максимальное вовлечение в его жизнь, наблюдение за его поведением в определенной ситуации, изучается контекст, ведется диалог. Обязательно пообщайтесь с человеком, задавайте вопросы, например такие: Что хочет, как хочет, почему хочет именно это? Почему поступает так, а не иначе? Задавайте открытые вопросы. То, есть те на которые нельзя дать короткий ответ да/нет.
Главной задачей является определить проблематику.
Отличной иллюстрацией эмпатии можно считать фильм «Чего хотят женщины?». Для подготовки рекламной компании товаров для женщин Мел Гибсон решил попробовать их, чтобы лучше понять, что чувствуют женщины, о чем думают, как поступают.
Фокусировка
Появляется много информации, которую нужно осмыслить. Выбрать из всех проблем ключевую. Инсайт. Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя. Это ключ к прорывным продуктам.
Формирование идей.
На этом этапе генерируются идеи, идет поиск решения поставленной проблемы. Здесь можно задействовать инструменты креативного мышления. Лучше всего, чтобы на этом этапе было не больше 5 человек. В этом случае люди слышат друг друга и при этом расширяются паттерны мышления, т.е. задействуются разные образцы мышления. Классическим вариантом креативного мышления является мозговой штурм, когда предлагаются самые невероятные идеи и как можно больше. Другой вариант, который понравится - метод маленьких человечков. По-сути позволяющий разбить сложную задачу на более маленькие части за которые будут отвечать своеобразные маленькие помощники и их решать.
После генерации идей они обязательно проходят через фильтр. Можно даже голосовать. При это важно оставить только одну или две наиболее удачные.
Прототипирование
Этап создания быстрого недорогого прототипа, который решит поставленную задачу. Лучше всего создавать быстрые прототипы и запускать на этап тестирования. Пробуйте и не бойтесь ошибаться.
Тестирование
Для разных целей можно использовать разные форматы и каналы. Это может быть одностраничный сайт на конструкторе, либо вброс прототипа в соцсети. Или вы можете описать продукт или сервис и предложить заинтересовавшимся оставить их email для информирования, когда он будет готов прототип. Такое тоже можно использовать. Если получите ожидаемое количество откликов - стартуйте. Главное на этом этапе - это получить обратную связь и проанализировать результаты.
Чем хорош метод дизайн-мышления? Он не линеен, можно возвращаться на любой этап и дорабатывать.
Главное, что стоит помнить, что чем лучше Вы знаете своего клиента, чем лучше понимаете проблемы с которыми он сталкивается, тем более нужное решение вы ему сможете предложить.